SNAG-0001

Первый опыт серьезного проекта

Прошло уже немало времени с момента запуска letprint.ru. Это всего лишь веб оболочка для приема файлов на распечатку. Этакая онлайн печать. Время основной работы сервиса прошло, можно подвести итоги и сделать выводы.

Предыстория

Идея печати в МГТУ не приходила  в голову разве что ленивым или тем, у кого еще не было сессии. Во время сессии каждый студент >2 курса печатает курсовой проект (5 листов А1 и 50 листов А4). Это очень грубые цифры. Проект может быть напечатан и не раз, могут потребоваться другие форматы для показа преподавателю + еще немеренное количество домашних заданий на А4. Но можно и оставить эти данные для оценки масштаба. В нашем ВУЗе обучаются в среднем 18000 человек. Вычтем тех, кто находится за пределами ГЗ, а также 1 и2 курсы. Получим цифру около 10000 студентов. Итого имеем 50000 А1 и 500000 А4. В среднем один лист А1 в нашем ВУЗе стоит 60 руб (от 45 до 80), а А4 4 рубля (от 2 до 6). Итого нетрудной арифметикой получаем 3 млн + 2 млн. Вычтем издержки (только бумага и расходники) получим 3,5 млн рублей за одну сессию. Делим ее на 4 основные точки печати и выходим на сумму около 900 тыс рублей на точку.

Цифры впечатляющие. Это впечатлило моего друга и он с самого лета загорелся идеей печатать для студентов, т.к. были найдены халявные принтер и плоттер. Но как это обычно бывает проектом занялись лишь под конец осени… Он расчетами, я программированием.

Расчеты

Теперь я могу уже спокойно судить о неверности и крайней оптимистичности расчетов. Учитывая, что мы печатали удаленно, мы не расчитывали на крупный гонорар, лишь на полезный опыт. Но все же расчитывали получить каждого тринадцатого печатающего студента. Честно, выгрузка из базы данных показала, что у нас печаталось всего 29 человек из 137 зарегистрировавшихся и около 500 прогнозируемых (это не тринадцатая часть от 10000, а 13 часть от машиностроительных специальностей).

По расчетам каждый человек должен был принести сумму около 300 рублей (цены будут ниже). Вышло же, что каждый принес в среднем 320 руб.

Явно не хватало двух очень важных расчетов. Это первоначальный взнос или как его принято называть, стартовый капитал. и второй расчет это физическая стоимость, т.е. то, сколько мы физически сможем заработать. Также расчет себестоимости материалов необходимо было вести дискретно, для партий, а не для отдельно каждого листика (увы, но все расходники покупаются пачками по n штук, поэтому денег тратится больше). По этим двум расчетам можно было бы сразу легко оценить стоит ли вообще этим делом заниматься. Увы расчет только по себестоимости и прогнозам был слишком оптимистичный.

Программирование

Собственно это моя стихия. Но тут не будет кода, будет лишь пара слов об интерфейсе. Срок был кратким, всего лишь неделя. С начала декабря необходимо было уже все запустить, ибо это самый жаркий период печати. Думал взять готовый движок, быстро приделать к нему необходимый функционал и подрисовать дизайн, а может и стырить откуда-нибудь. Но благо я эту затею отбросил сразу. Движки все неповоротливые, много жрут, да и исправлять придется немало. Решил написать сайт с нуля.

Был намечен общий функционал сайта:

  • Регистрация/авторизация
    • e-mail, телефон, имя, место (планировалось оккупировать не только наш ВУЗ)
  • Добавление заказа
    • Выбор формата и добавление файлов (желательно AJAX)
    • Добавление комментария к заказу и показ приблизительной стоимости
    • Выбор даты доставки (с учетом уже поступивших заказов)
  • Информационная доска
  • Система накопительной скидки
    • Расчет ведется по количеству распечатанных квадратных метров
  • Админка
    • Вывод сведений о заказах
    • Редактирование заказов
    • Добавление заказов в корзину
    • Редактирование корзины
      • Изменение текущего статуса заказа(распечатан, доставлен, оплачен)
      • Изменение статуса также было добавлено в распечатанную корзину по QR коду
    • Добавление новостей на сайт, а также рассылка e-mail (последнее не удалось реализовать до конца)
    • Учет затрат и доходов
    • Управление пользователями(не реализовано, кроме добавление в черный список)

Собственно не хилое количество работы на одну неделю? Ну что же, я собой горд, с основой справился, остальное доделывал по пути, но все замечательно работало!

Весь сайт был написан на модульной схеме, которую еще улучшать и улучшать, это так сказать прототип моего собственного движка, который показывает довольно неплохие результаты в скорости. В текущем проекте я его продолжаю усовершенствовать.

Отдельно хотелось бы остановится на некоторых пунктах функционала. Долго мучился с AJAX загрузкой файлов. Использовать HTML5 решения не захотел по очевидным причинам, JS не дает необходимого функционала, поэтому пришлось прибегнуть к помощи стороннего плагина AFlash+JS. Обработкой файлов занимался флеш, отправкой и приемом информации JS. Проблема была лишь в недостаточном API плагина, но эти проблемы были довольно легко решены. следующей напастью было определение количества страниц в файлах типа MS Office и PDF, для показания приблизительно стоимости. С последним мне помогли зарубежные коллеги программисты, которые разрабатывали средства работы с PDF, а вот с офисом все оказалось очень сложно… он слишком завязан на стили и определить количество страниц можно было лишь конвертацией формата, что отнимало очень много времени и естественно я не стал этим заниматься.

Поработал я также с API систем рассылок СМС. При доставке заказа, клиент получал СМС, о текущем статусе и мог забирать свой заказ. Система была нашей лучшей идеей, которая очень быстро оправдала себя. Удобно и просто.

Расценки

Себестоимость печати оказалась крайне низкой, даже с нашими старенькими принтерами. Благо малоформатный (А3-А4) был лазерным, а плоттер (А0-А2) оказался не прожорливым и к тому же очень шустрым. Он справлялся с одним листом А1 за 5 минут, к сравнению в одной из точек печати в нашем ВУЗе на печать одного листа уходит 15 минут.

Мы хотели привлечь большую аудиторию 2 основными проблемами — это очереди и большие цены. Первую мы решали доставкой, Вы просто приезжаете в ВУЗ и с 11:00 до 13:00 забираете свой заказ. Вторую решили просто сделав самые низкие цены: А1 -40 рублей, А4 — 2 рубля. И это еще без учета накопительной скидки. Изначально мы объявили о 10% скидки при регистрации до 15 декабря. В принципе тогда и зарегистрировалась основная масса людей. И все печатались за 36 и 1.8 рублей соответственно.

Также мы раскидали объявления в интернете (ВКонтакте, Фейсбук, Гугл+, сайты бауманских групп). Расклеили объявление в университете, но осторожно, потому что для расклейки необходимо разрешение, коего у нас естественно не было. И раздали небольшую порцию листовок. Также просили людей сообщать их друзьям, о том ,что они могут сэкономить.

Итоги и выводы

Никто не разочарован. Да, это далеко не тот результат, который мы хотели видеть, но какие-то карманные деньги мы заработали и финансовые затраты окупили. Физические затраты само собой окуплены не были. Каждый день приходилось одному из нас к 8 часам утра быть на другом конце города и весь вечер также просиживать в офисе в ожидании получения заказа.

Что будет дальше с сервисом пока не знаю. Цена само собой повысится. Приниматься будут только крупные заказы. Возможно сервис будет вообще продан. Предложения принимаю.

Выводов можно сделать очень много. Один из них, если что-то хочешь сделать, сделай это сам. Я хотел сделать те самые расчеты, но был занят программированием сайта, но уж лучше бы я все же их сделал, тогда я бы не тратил столько времени на создание этой махины, а ограничился лишь загрузчиком. 

Без ошибок тоже нельзя. Мы прикупили рулон не подходящий нашему плоттеру, он в ширину 1040 мм, плоттер же принимает до 950 мм. Если кому нужна бабина, обращайтесь. На нее мы потратили 960 руб.

Рекламные компании необходимо проводить жестче, показателем нашей жесткости может служить лишь не соответствие прогнозов и реальности, а также полное преобладание знакомых среди клиентов. Последнее же может означать и доверие, не очень многие люди могут задумываться о выгоде при наличии недоверия к сервису.  Нам следовало клеить листовки по улице. Раздавать их в руки стоящим  в очередях на печать людям. Стоило вести себя немножко по-другому. Продавец всегда должен быть покупателю самым близким другом.

Необходимо также упомянуть о коллективном духе. Хоть мы и очень близки по некоторым взглядам с моим товарищем, но все же разногласий было немало. Я очень большой скептик и любое мнение выставляю на очень строгий суд, поэтому я не самый лучший собеседник, даже когда дело касается заработка. Я отвергал очень много идей товарища, и все же считаю себя не правым только в одном, что отвергал их слишком резко и был груб при этом. В остальном  я думаю, моя интуиция меня не подвела.

Надеюсь мой рассказ и опыт вдохновят Вас на собственный подвиги и убережет от лишних действий. Сейчас время, когда энтузиазм в дефиците. и я имею в виду, только полезный энтузиазм.

Первый опыт серьезного проекта: 5 комментариев

  1. Он справлялся с одним листом А1 за 5 минут, к сравнению в одной из точек печати в нашем ВУЗе на печать одного листа уходит 15 минут.

    Вот с этим я очень сильно не соглашусь, но а так в целом отличная статья! Так держать Спартак вперед и только вперед!)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *